Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 21.07.2017, 19:37

Комитет по образованию администрации Алейского района

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Психолого-педагогической сопровождение учащихся в условиях введения ФГОС

 

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся

в условиях введения ФГОС.

 

Человеку важна не столько

помощь со стороны других людей,

сколько уверенность в том, что

рядом есть люди, которые помогут

ему в трудной ситуации.

Жизнь человека в современных условиях сопряжена с постоянными изменениями, происходящими в обществе, что вызывает необходимость меняться и приспосабливаться к меняющимся условиям. Взрослому человеку не всегда просто это сделать, что же говорить о детях с их неокрепшей нервной системой, поэтому важно, чтобы рядом с ребенком были люди, способные вовремя заметить его проблемы и помочь выйти из затруднения. От того, как ребенок научится адаптироваться в меняющихся условиях, зависит его успешность. Именно поэтому одной из главных задач современного образования является помощь ребенку в его социализации.

Введение новых образовательных стандартов влечет за собой определенные изменения. Принципиальное отличие федеральных государственных стандартов заключается в том, что целью образования является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. В связи с этим важное место в образовательном процессе должны занимать психическое здоровье учащихся, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие становится сегодня неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения. Само понятие качества образования в общественном сознании тесно связывается с такими категориями, как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация, уважение. Это диктует настоятельную необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе. В современной социальной ситуации констатируется необходимость в психолого-педагогическом сопровождении учащихся, которое призвано гарантировать право на качественное образование каждому ребенку, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития. В каждом образовательном учреждении должна быть программа психолого-педагогического сопровождения учащихся. В условиях наших сельских малокомплектных школ эти программы имеют свои особенности. Следует ответить на вопросы:

  1. Что такое психолого-педагогическое сопровождение?

  2. Кто его осуществляет?

  3. Каким образом?

Психолого-педагогическое сопровождение – это система совместной деятельности педагога и психолога, предполагающая разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на индивидуальное развитие ребенка через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика.

Участниками образовательного процесса являются учащиеся, педагоги, родители, каждая из этих категорий имеет свои особенности:

  1. Цель психолого-педагогического сопровождения обучающихся

  • формирование у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья,

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, стремления к личностному развитию и успешной социализации.

2) Цель психолого-педагогическое сопровождения педагогов

- повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области знаний психологических особенностей формирования личности, методического и технологического обеспечения процессов ее развития, диагностики качественных изменений, интеграции воздействий на личность ребенка в процессе обучения, воспитания, развития и социализации;

- повышение уровня личностной регуляции: умение управлять своим поведением, справляться с жизненными вызовами, достигать необходимого уровня успешности в профессиональной деятельности, развиваться, совершенствоваться в личностной сфере;

- предупреждение проблем профессионального выгорания и деформации.

  1. Цель психолого-педагогического сопровождения родителей обучающихся:

- повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и обучения ребенка в условиях введения ФГОС ООО.

 

 

Принципы сопровождения:

1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

Сопровождение ребенка опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка, а не искусственно задает ему цели и задачи. Таким образом, главным приоритетом становится безусловная ценность внутреннего мира каждого ученика, его развития.

2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. Взрослый может сыграть важную роль в становлении и развитии уникального мира ребенка. Однако учитель не должен делать выбор за ребенка, тем самым, снимая с него ответственность за принятое решение. В процессе сопровождения учитель, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических) побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь.

3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение, осуществляемое учителем, не ставит своей целью активное направленное воздействие на те социальные условия, в которых живет ребенок и ту систему воспитания, которую выбрали для него родители.

Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального в конкретной ситуации личностного развития и обучения.

Концептуальные следствия идеи сопровождения.

Сопровождение рассматривается как процесс, как целостная деятельность учителя и психолога, в рамках которой могут быть выделены два компонента:

1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе школьного обучения при помощи психолого-педагогической диагностики.

С первых минут нахождения ребенка в школе начинает бережно и конфиденциально собираться и накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики. При этом учитель имеет четкие представления о том, что именно он должен знать о ребенке, на каких этапах обучения диагностическое вмешательство действительно необходимо и какими минимальными средствами оно может быть осуществлено. Он учитывает также, что в процессе сбора и использования такой психолого-педагогической информации возникает множество серьезных этических вопросов.

2. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся, их успешного обучения и воспитания.

На основе данных психодиагностики заполняются индивидуальные карты развития ребенка, определяются условия его успешного обучения и воспитания. Реализация данного пункта предполагает, что подходы и требования к детям со стороны учителя не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а ориентироваться на конкретных детей, с их реальными возможностями и потребностями. Особое внимание уделяется тем детям, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых норм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии.

Основные направления деятельности:

Направление 1: Профилактическое направление.
Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся,  разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
· разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
· выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
· предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Направление 2: Психолого-педагогическая диагностика

Диагностика – это выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
Диагностические данные необходимы:

- для составления индивидуальной траектории развития каждого учащегося (на основе карты психолого-педагогического сопровождения);

- для выбора средств и форм организации учебной деятельности школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения;

- для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии.

Направление 3: Психолого-педагогическая коррекционная и развивающая работа

Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка, учитывая результаты диагностирования. Необходимо работать со всей личностью в целом, во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных проявлений.

Направление 4: Консультирование и просвещение родителей.

Цель: создание социально-психологических условий для привлечения семьи и сопровождение ребенка в процессе школьного обучения; создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

Формы работы по каждому направлению работы выбираются в зависимости от условий и возможностей конкретного учебного заведения. Большая часть работы ложится на педагогов. Главным человеком, осуществляющим сопровождение ребенка, должен стать классный руководитель, именно он ближе всего к ребенку, лучше других знает его особенности и потребности, следовательно, может заметить происходящие с ним изменения. Если в школе есть психолог, проводить диагностику должен именно специалист, но есть довольно простые методики, помогающие выявить уровень развития ребенка и обратить внимание специалиста в случае необходимости.

Для проведения просветительской, профилактической и коррекционно-развивающей работы могут быть использованы дополнительные часы из школьного компонента, существует множество программ, позволяющих развивать компетентность в общении, формировать умение понимать особенности своего характера, потребностей; помогающих вести работу по профориентации.

В результате работы создается система психологического сопровождения и организации психологически безопасной образовательной среды, в результате происходит:

  • Активное включение в образовательный процесс всех категорий обучающихся.

  • Создание мониторинга психологического статуса обучающегося.

  • Разработанные рекомендации помогут оказать помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся и педагогов школы, будут способствовать их личностному росту.

  • Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей обучающихся.

  • Своевременное выявление затруднений участников образовательного процесса при переходе на ФГОС ООО.

Карта сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Алтаю 80 лет
    Министерство

     Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи

    Весь календарь вебинаров Присоединяйся...

    Copyright MyCorp © 2017